Назначение КИМ для проведения проверочной работы по биологии — оценить качество подготовки по биологии обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
читать полностью: спецификация
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 — задания 10–17.
Задания 1, 2, 3.1, 4, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 8, 9.1 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр, числа или слова (словосочетания), а задания 3.2, 6.2, 7.2, 9.2 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование).
Задания 10, 11, 12.1, 13.1, 13.2, 14.1, 14.3, 15.1, 15.2, 16.1 предполагают краткий ответ в виде слова (словосочетания) или числа / комбинации цифр, а задания 12.2, 14.2, 16.2, 16.3, 17 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование).
Задания проверяют сформированность системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности животного организма, систематических группах животных, развитии животного мира на Земле, роли животных в природных сообществах и жизни человека, а также умения применять биологические знания при решении практических задач.
| Всего заданий — 17; из них по уровню сложности: Б — 13, П — 4 Максимальный балл за работу — 47 балла. Общее время выполнения работы — 90 мин. |
Задание 1 направлено на выявление понимания зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные.
Задание 2 проверяет умения работать с рисунками и делать множественный выбор.
Задание 3 проверяет знание особенностей процессов жизнедеятельности различных систематических групп животных.
Задание 4 проверяет умение делать систематическое описание животного по заданному алгоритму.
Задание 5 проверяет знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Первая часть задания 6 проверяет умение работать с рисунками, представленными в виде схем циклов развития животных. Вторая часть задания проверяет умение оценивать влияние этих животных на человека.
Первая часть задания 7 проверяет умение проводить сравнение биологических объектов, таксонов между собой, а вторая часть — умение приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам.
Задание 8 проверяет умения работать с рисунком, осуществлять множественный выбор, а также знание особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Задание 9 предполагает работу с табличным материалом, в частности умения анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
Задание 10 проверяет умения делать морфологическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и в жизни человека.
Задание 11 проверяет умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию.
Задание 12 проверяет умения соотносить изображение объекта с его описанием, а также давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Задание 13 контролирует умения различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по изображениям.
Задание 14 контролирует знание анатомического строения животных разных систематических групп, понимание эволюционной значимости ароморфозов.
Задание 15 проверяет умения описывать строение и жизнедеятельность животного организма, соотносить особенности строения с выполняемыми функциями.
Задание 16 проверяет умения соотносить изображение объекта с его описанием, формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Задание 17 проверяет умение раскрывать роль животных в природных сообществах.
| |
||||
| Животный организм | Характеризовать зоологию как биологическую науку, ее разделы и связь с другими науками и техникой | |||
| Животный организм | Раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм. Сравнивать животные ткани и органы животных между собой | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного | Выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих | |||
| Систематические группы животных | Классифицировать животных на основании особенностей строения | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного | Сравнивать животные ткани и органы животных; описывать строение и жизнедеятельность животного организма; различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного | Описывать строение и жизнедеятельность животного организма. Характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов. Выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного | Описывать строение и жизнедеятельность животного организма. Различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного | Выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических групп | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Описывать строение и жизнедеятельность животного организма | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Описывать строение и жизнедеятельность животного организма | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Сравнивать животные ткани и органы животных между собой. Описывать строение и жизнедеятельность животного организма. Характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Сравнивать животные ткани и органы животных между собой. Описывать строение и жизнедеятельность животного организма. Характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп | |||
| Строение и жизнедеятельность организма животного. Систематические группы животных | Описывать строение и жизнедеятельность животного организма. Характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп. Различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов. Выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих | |||
| Систематические группы животных. Животные в природных сообществах | Характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения животных по планете. Раскрывать роль животных в природных сообществах |
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 5.1, 5.2, 6.1 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1, 4, 7.1, 8 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.
Правильный ответ на каждое из заданий 13.1, 14.1, 14.3, 15.1, 15.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 11, 12.1, 13.2, 16.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.
| Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
|---|---|---|---|---|
| Общий балл | 0–12 | 13–25 | 26–36 | 37–47 |
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.